Главная / конкурс плаката / Публикации / Публикации. 2013 / Из книги "Бренды и имиджи"

Из книги "Бренды и имиджи"

Поискам самоидентификации и национальной идеи в России, как и в других странах, на крутых поворотах истории всегда придавалось большое значение. Государственные мужи понимали, что сердцевиной общества и гарантом его стабильности должны быть лояльные граждане, что «образ государства есть само государство» и что вопрос о степени доверия к нему очень сложен. Слишком много противоречивых факторов следует учесть, увязать воедино и представить таким образом, чтобы обеспечить достойную самоидентификацию страны, соответствующую ее амбициям  и реальным возможностям. Тем не менее, мы рискнули предложить свой вариант подхода к разработке российской национальной идеи.

Ее формула - «Третий путь» (та же, что и у курса, провозглашенного в свое время Т. Блэром и Г. Шредером, основанного на проекте модернизации, предложенной английским социологом Э. Гидденсом и, отчасти, немецким философом Ю. Хабермасом). Общеизвестно, что российские мыслители еще со времен царя Алексея Михайловича предлагали диаметрально противоположные пути самоощущения и развития России. Западники считали необходимым ориентироваться на Европу, славянофилы полагали страну ни на кого не похожей, которой Богом предначертано особое предназначение и в которой особую ценность представляют вековые традиции. Западники возмущались «отсталостью» и «азиатчиной» и предлагали ориентироваться на достижения европейской культуры. Славянофилы же объявляли Запад «гнилым», «гнусным», «полным мерзости». Однако, как заметил, характеризуя своих оппонентов, авторитетный западник А. Герцен в своем замечательном произведении «Былое и думы»: «Мы, как Янус или двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно».   

Был в этих затянувшихся спорах и мотив «евразийства», но им, в основном, определялись характер и мировоззрение россиян, волей провидения оказавшихся на стыке Европы и Азии и впитавших в себя диаметрально противоположные характеры и менталитеты Востока и Запада.
Общеизвестно, что зачастую истинные ценности появляются на стыке разнородных сред. Месторождения образуются при внедрении магматических пород в осадочные. Научные идеи возникают на междисциплинарном уровне. Поэтому стремление объединить в российской национальной идее лучшее, что воплотили в себе Запад и Восток, логично и вполне объяснимо.

Представляется целесообразным вернуться к идее «евразийства», однако на новом уровне - свободном от националистической, психологической и имперской доминанты и жестко отграниченной от иного мира системы, что предполагало ортодоксальное представление России самой себе и внешнему миру. Это и будет «третий путь», отличный от путей, которыми идут и Запад, и Восток.
                                                                         
"Бренды и имиджи". И.Я. Рожков и В.Г. Кисмерешкин