Главная / конкурс плаката / Публикации / Публикации. 2013 / ОБРАЗЫ РОССИИ (Межрегиональный конкурс плакатов «Россия. Третий путь»)

ОБРАЗЫ РОССИИ (Межрегиональный конкурс плакатов «Россия. Третий путь»)

Поиск национальной идеи, самоиндентификации, оптимальных для России путей развития тревожит лучшие умы россиян с XVII-го века, когда еще только зарождалась борьба между славянофилами и западниками. Со временем эта борьба ужесточилась, хотя и те, и другие болели душой за свою Отчизну. Было сказано множество громких слов, порой противоречивых, безответственных, даже провокационных, было выдвинуто немало лозунгов, под которыми произошло много событий, в основном заводящих страну в тупик. Но на поставленный Н.В.Гоголем вопрос: «Русь, куда ж несешься ты?» ни великий русский писатель, ни российское общество так и не получили ответа. Четкая траектория движения России, суть и миссия самих россиян не просматриваются до сих пор. А как им жить без их объединяющего стержня, без понимания самих себя, своего предназначения, своей жизненной миссии? 

Россияне в большинстве своем настроены патриотично. Этот патриотизм необходимо стимулировать на благо нашей страны. Но как? Какие координаты следует установить для нашего миропонимания и объективной оценки самих себя?    Можно без конца говорить об успехах и перспективах реальных или мнимых. Но на Востоке говорят: «Если часто повторять слово халва, слаще не будет». Можно бить себя в грудь, каяться в грехах. Но и это не прибавит ни оптимизма, ни энтузиазма. 

Россия проигрывает информационную войну. За рубежом у нее сформировалась репутация страны, богатой ресурсами, но не цивилизованной, коррумпированной, обладающей при этом имперскими амбициями. По отношению к ней слишком много подозрительности. Да и в российском обществе масса негатива по отношению к ее институтам. Российская пропагандистская машина оказалась не адаптированной к принципиально новым условиям функционирования в современном обществе, неспособной ставить правильные стратегические акценты. В основном она сконцентрирована на сиюминутных или местных проблемах. 

Сегодня много разговоров о бренд-имидже России, который и на российских просторах, и за их пределами, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Свидетельство тому – данные не только многочисленных зарубежных рейтингов, сравнивающих Россию с другими странами и отражающих ее нынешнее ее состояние и положение в глобальном пространстве, но и рейтингов, их «корректирующих», созданных российскими учеными. 

Понятно, что ребрендинг России весьма актулен. И дело не только в необходимости радикального изменения ее политического, экономического, социального, культурного состояния. Опять-таки вопрос упирается в национальную идею, которая с энтузиазмом была бы поддержана россиянами и которую восприняли бы на Западе.

Каковы наши приоритеты? Большинство россиян чувствует себя европейцами. Мы близки к ним по нашей ментальности. Общеизвестно взаимообогащение наших культур. Но сможем ли мы органично вписаться в европейское сообщество? Ведь жители Европы по многим причинам и под воздействием нередко необъективных публикаций западных СМИ зачастую представляют нас азиатами. Признать себя азиатами? Не получится! Россия, несмотря на то, что большая ее часть находится за Уралом, все же не Азия.

Россия исторически и географически является мостом между Европой и Азией. Вспомним о растущем значении азиатских рынков, о фантастическом транзитном потенциале нашей страны, о синтезе западных и восточных культур, который прослеживается в культуре российской. На этом фоне наша страна не только достойна понимания, уважения, но и объективно должна стать центром развития и сотрудничества между странами в самых различных областях. 

В Евразии проживают представители пяти европейских цивилизаций – индуистской, конфуцианской, исламской, западно-христианской, православно-славянской. Наша страна исторически восприняла черты многих из них. Очевидно, что модель ее развития объективно отличается и будет отличаться и от западной – либеральной, и от восточной – корпоративно-патерналистской, одновременно сохраняя черты и той, и другой. Эта модель должна быть синтетической – готовой утверждать свои собственные позиции в философском, социологическом,  политологическом и культурологическом дискурсе Запада и Востока. Можно говорить об органичном присутствии России в Европе, но при этом ее евразийская специфика все равно будет влиять на ее взаимоотношения и с ней, и с остальным миром.     Поэтому у России – «Третий путь», свой собственный, евразийский, отличный от путей, которыми идут и Запад, и Восток!

Похоже на то, что для России пришло время принять на вооружение идею  «неоевразийства». Это ремейк известной идеи «евразийства», однако на новом уровне – свободном от националистической, местнической, мистической и имперской доминант. Эта идея не представляет собой жестко отграниченную от иного мира систему, которую выстраивало ортодоксальное представление России самой себе и внешнему миру. И в то же время – это путь, отличный от путей, которыми идут и Запад, и Восток. Бренд «Россия» должен стать воплощением государства, идущего своим собственным путем, но одновременно активно вовлеченного в глобальный процесс. 

России есть что предложить в плане справедливого и актуального для современного мира решения глобальных проблем. Вместе с тем, в нашей стране, в том числе на региональном уровне, еще не созданы проекты будущего, которые стали бы основой бренд-имиджей, как ее самой, так и ее регионов, а также россиян, и были бы с энтузиазмом восприняты и российским обществом, и за рубежом. 

Первой более-менее плодотворной попыткой представить мозаику таких потенциальных положительных бренд-имиджей, формирующих цельный образ России, следует считать межрегиональный конкурс плаката «Россия. Третий путь», зародившийся на тульской земле, призванный ответить на вопрос: «За какую Россию мы все»? 

Организаторы конкурса сформулировали его темы – основные «двигатели», способные привести Россию к ее новому приличествующему ей состоянию:  «Держава» – служение, гордость, память; «Воля» – свобода, совесть, справедливость; «Вера» – любовь, великодушие, надежда. В этих понятиях заключена идея самоидентификации великой страны, давшей миру столько гениев культуры, науки, духовных подвижников, защитников и созидателей. 

Инициатива туляков вызвала огромный интерес. Свидетельство тому – число участников, приславших на конкурс более 700 работ из 26 регионов России. Это и профессионалы изобразительного искусства, и любители – люди разного возраста, разных профессий, национальностей. В организации конкурса приняли участии региональные отделения Союзов художников и дизайнеров России. Его важность и актуальность нашли понимание у Министерств образования и культуры регионов, Комитетов по печати и телерадиовещанию. Инициатива поддержана Министерством культуры РФ и включена в Федеральную целевую программу "Культура России". 

Кто станет победителем, определит Жюри конкурса. Отбор предстоит непростой. При многополярности взглядов, суждений, пристрастий исполнителей он будет весьма деликатной процедурой, тем более, что будет оцениваться еще и художественный уровень плакатов. Так пожелаем конкурсу «Россия. Третий путь» успехов, а ее инициаторам дальнейшего развития их благородного почина.

Рожков Игорь Яковлевич, д.э.н., профессор кафедры связей с общественностью МГИМО (У) МД России