При использовании любых материалов ссылка на сайт www.tretyput.ru обязательна!
...Именно герои, а не нравоучения и проповеди передают от поколения к поколению самые драгоценные базовые ценности народа. В частности, такие редкие сегодня качества, Как верность и мужество. Но что происходит сегодня? Тотальная дегероизация. За примерами далеко ходить не надо, они у всех на памяти за последние двадцать лет.
Конечно, критическое осмысление пантеона героев время от времени нужно, даже необходимо: должна отлететь шелуха—это совершенно нормально. Но когда процесс дегероизации обретает яростную большевистскую форму тотальной расправы над всеми национальными героями, как это происходит у нас, — это, будем называть вещи своими именами, — сознательное разрушение духовно-нравственных основ гражданского общества. Чего, к примеру, сейчас не говорят о маршале Жукове?! Но давайте вспомним Пушкина, который написал: «Оставь герою сердце, что ж без него он будет — тиран». Не оставили Жукову сердца. Кстати, о ком писал Пушкин эти стихи? О Наполеоне — враге России. Любого великого военачальника, если лишить его «сердца», что как раз и сделали с Жуковым, легко превратить в тирана.
В сущности, рукопожатное сообщество оставило нам только двух героев - двух академи - ков, глубокоуважаемого мною Д.С. Лихачёва, с которым я имел честь быть лично знакомым, и А.Д. Сахарова. Был ещё А.И. Солженицын, но он что-то не так написал в конце жизни, и его тоже приговорили к дегероизации.
Кто из нас множество раз не видел эти кадры: престарелый академик Сахаров поднимается на трибуну Верховного Совета и тихим голосом обличает тех, кто сидит у него за спиной. Образ, стереотипно заданный молодому поколению. Со всеми остальными национальными героями расправляются без всякой пощады — от Александра Пушкина до Александра Матросова. Что делают с Жуковым?.. Александра Невского объявляют прихвостнем монголо-татар. Перечислять можно долго.
Между тем общество, с благодарностью не почитающее своих героев, искажающее их подвиг, их идеалы, их память, правду о них, — обречено. Сколько раз мы встречали в сообщениях — в таком-то городе произош-ла трагедия: мерзавцы приставали к девушке, затаскивали её в машину, и какой-то прохожий, юноша, «ботаник», пытался защитить её, в драке юношу убили. И всё. Только эта статейка и комментарии, в которых кто-то жалеет «ботаника», кто-то злорадствует, что, мол, полез не в своё дело. Но это — Герой! Его поступок — подвиг и ничем не отличается от подвига других героев, которые души положили за други своя. Мы сетуем, что у нашего юношества исчезают пассионарность, мужество, жертвенность и их место занимают трусость и равнодушие. Так поставьте в сквере, где это произошло, памятник этому прекрасному «ботанику», соберите весь город, расскажите им об этом молодом человеке, и тогда наши мальчишки, взирая на его подвиг, будут обретать те самые «базовые ценности», о которых теперь так много говорят. Почему мы этого не делаем?
- Отец Тихон, какой, на ваш взгляд, может быть современная национальная идея?
- Давайте вспомним наше недавнее прошлое. В чём были пафос и громадная сила
всей этой социалистической затеи в России? Почему она так могущественно коснулась сердец миллионов людей? Была поставлена цель — устремление в общество всеобщей справедливости, счастья, равенства... Без сомнения, эта идея очень часто используется людьми нечестными и злокозненными, но как она трогает сердце и ум! Ради именно этой идеи люди идут на жертвы и даже на смерть — ради справедливости, правды, общего блага. И при всех разных интерпретациях эта идея как цель общества универсальна для всех времён и народов.
В нынешней России подобная идея никак не обозначена. Напротив, декларируется нечто прямо противоположное - личная комфортность. И как часто «комфортность» употребляется в значении ни больше ни меньше как цель человека и его главная задача.
Наверное, за семьдесят лет мы так обожглись на коммунистическом варианте этой вечной идеи всеобщего счастья и справедливости, что сейчас боимся её даже артикулировать. Но ведь мы всё равно рано или поздно к ней придём, в той или иной форме. Да другой просто и нет. Конечно, цели этой достигнуть невозможно, но стремиться к ней должно каждое здоровое и благородное общество.
- Как быть с ролью современного писателя в обществе? Стоит ли государству делать из него проводника своей идеологии?
- Всё зависит от самого писателя. Это может быть позиция: «Я с радостью буду помогать власти во всём хорошем и честно говорить обо всём плохом, требуя справедливости и исправления ситуации». Другая позиция: «Писатель должен быть всегда принципиально обличителен и оппозиционен по отношению к власти». Или полная аполитичность: «Художник служит музам и ни на что иное не обращает внимания». Кажется, Александр Сергеевич Пушкин прошёл через все эти три стадии, только в обратном порядке. В зрелые годы он стал убеждённым государственником и даже, как это ни ужасно произнести, сторонником цензуры...
...Советский период я бы тоже не хотел изображать как парад исключительно мерзавцев и отвратительных человеческих особей. Это было время необычайного воодушевления, романтики, небывалого духовного напора. Другое дело, что время это неизбежно должно было закончиться страшным тупиком, разрушением и всеобщим тягостным разочарованием. Вот именно это мне хотелось бы показать, без холодного препарирования судеб людей и не учиняя над ними свой суд с высоты нашего времени.
По поводу запретов. Да, какие-то вещи действительно надо запрещать. Без всяких ненужных дискуссий и не обращая внимания ни на какую демагогию. Детскую порнографию, например. Без запретов ни одно государство не стоит, даже если оно и объявляет себя лютым врагом цензуры. Кстати, о запретах и о цензуре в «свободном мире»: недавно один мой знакомый, известный американский поэт и переводчик, захотел рассказать правду о тётях, которые год назад танцевали в храме Христа Спасителя. Написал статью, основанную лишь на фактах, но с негативной оценкой происшедшего. Полгода пытался опубликовать своё объективное исследование в ряде вполне дружественных ему газет и изданий в США. Удивительные и поразительные люди американцы — до сих пор у этого моего знакомого, кажется, не иссякла надежда.
Архимандрит Тихон (Георгий Александрович Шевкунов, наместник московского Сретенского монастыря, ректор Сретенской духовной семинарии, главный редактор издательства Сретенского монастыря и Интернет-портала Православие. ru, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре)
“Общество, не почитающее своих героев, обречено” Литературная газета № 9, 6-12 марта 2013г.