При использовании любых материалов ссылка на сайт www.tretyput.ru обязательна!
О том, как феномен мифологизированного восприятия цвета можно использовать, воздействуя на массовое сознание россиян, в частности, рассуждает в своем любопытном трактате о государственной российской символике, изданном еще в начале века, В. Трутовский, бывший в то время хранителем Оружейной палаты.
Доказывая, что установленный в 1694 г. Петром I «триколор» флага России (белый, синий и красный цвета) более соответствует духу россиян, чем цвета флага, утвержденные в 1858 г. Александром II (черный, желтый и белый), В. Трутовский приводит интересные суждения. Например, что черный цвет всегда был на Руси символом смирения, скорби, смерти, отрешения от мирской суеты. В национальных орнаментах и костюмах на территории страны он появляется крайне редко и в немногих местностях. Желтый, который ассоциируется с солнцем, златом, также не является предпочитаемым цветом. «На Руси золото никогда не было главным металлом, – пишет автор трактата.- Она выросла на серебре и поэтому золото, кроме общечеловеческого значения, как самого богатого металла, иного не имело».
А вот белый всегда был цветом любимым. Это цвет «Духа Свята», символизирующий чистоту душевную и телесную, одеяние невест. Церкви покрывались побелкой. Белый цвет повсеместно присутствует в национальных одеждах и орнаментах.
Но истинно народный цвет – красный. В русском языке он имеет целый ряд синонимов – чермный, червленый, червчатый, алый, а также массу оттенков. Красный цвет символизирует прекрасное, красивейшее, торжественное, парадное («красна девица»; «красное крыльцо»; «красный угол»; «красный звон» – самый торжественный в отличие от «малинового» – особо музыкального, Красная площадь).
Красный цвет – цвет русского фольклора. Им традиционно украшали деревянную посуду, дома, женские костюмы. Праздничные мужские рубашки были красными, как и шитье, девичьи уборы. При венчании девушки из народа покрывали голову красными платками.
Синий цвет и его оттенки – голубой, лазоревый также имели большое распространение в Древней Руси. Это цвет небесного, религиозного одеяния наиболее почитаемых святых, часто сочетаемый с красным, – Михаила Архангела, Александра Невского, Георгия Победоносца и др. В жилище русского человека синий и голубой цвета появлялись на изразцах печей, фаянсовой посуде. Они же преобладают в финифти. В южных областях страны синий цвет, сочетаясь с белым, появляется в шитье и на сарафанах, его иногда в сочетании с красным любили казаки.
Наконец, в православной символике красный – кровь Господня, белый – святые ризы, синий – небеса. Соответственно любимые камни россиян: красные (рубины, красные яхонты, альмандины, гиацинты), синие (сапфиры, синие яхонты), белые (алмазы).
Представляют интерес результаты исследования восприятия российским населением сочетания цветов, в которых участники эксперимента оценивали свои ощущения по биполярным шкалам «грустный – радостный». «Наиболее радостными» цветовыми сочетаниями были названы белый на зеленом, зеленый на желтом, желтый на зеленом, зеленый на белом. «Наиболее грустными» оказались синий на черном, фиолетовый на черном, черный на синем. Сочетания желтый на белом, голубой на синем, синий на белом, фиолетовый на голубом классифицировались как «нейтральные».
Когда в качестве шкалы оценки были приняты показатели «агрессивный – неагрессивный», эксперимент показал, что «наиболее агрессивными» воспринимаются сочетания красный на черном, коричневый на синем, фиолетовый на черном, синий на черном, синий на коричневом, зеленый на фиолетовом, а «наименее агрессивными» – сочетания, имеющие белый фон. «Абсолютно неагрессивным» оказалось сочетание синий на белом.
Вместе с тем, думается, в оптимизации цветовых решений, присущих российским брендам, много объективных сложностей. Очевидно, пришло время серьезно заняться изучением цветовых предпочтений и стереотипов восприятия цветов в России, которую населяют люди многих национальностей, говорящие на многих языках, имеющие различные культуры и традиции, относящиеся к разным религиозным конфессиям.
Рожков И., Кисмерешкин В.