При использовании любых материалов ссылка на сайт www.tretyput.ru обязательна!
О печати и чтении
Во второй половине XIX века эти традиции продолжил Иван Дмитриевич Сытин, который стал самым известным и крупнейшим книгоиздателем в России. Он выпустил, в том числе и огромное количество дешевых книг для народа.
Другим крупным книгоиздателем этого периода был Алексей Сергеевич Суворин, также издававший большое количество общедоступной литературы.
С 1837 года во всех провинциях стала выходить первая правительственная газета «Губернские ведомости». В конце века в России издавалось более ста ежедневных газет, в том числе около семидесяти в провинциальных городах.
Но главное место в периодической печати все-таки занимали большие по объему журналы. Наиболее известными из них были «Современник», «Отечественные записки», «Русский вестник», «Вестник Европы» и многие другие.
К концу века в России действовало около трех тысяч земских библиотек и читален, более полутысячи публичных библиотек. В 1862 году в Москве была создана Российская государственная библиотека. Широкое распространение получили народные чтения, которые проводились не только в городах, но и в сельской местности. Шло активное развитие музейной деятельности. К концу XIX столетия в стране существовало около восьмидесяти различных музеев.
Об образовании
Основной формой получения среднего образования являлись классические гимназии и рентные училища, которые входили в систему министерства народного про¬свещения. Кроме того, действовало большое количество технических, коммерческих, кадетских училищ, неподведомственных этому министерству.
Значительно возросло количество различных женских учебных заведений. Так, в начале века насчитывалось более тысячи женских классических гимназий, свыше тридцати женских высших учебных заведений. Началось совместное обучение женщин и мужчин в ряде вузов, в том числе, с 1915 года, и в некоторых университетах.
Продолжалось развитие системы высшего образования. Открылись университеты в Саратове, Воронеже, Перми, Нижнем Новгороде, Уфе и некоторых других городах. Появились и другие, новые государственные высшие учебные заведения, ряд частных вузов. Накануне Первой мировой войны в России действовали 117 государственных, общественных и частных высших учебных заведений, в которых обучалось около 124 тысяч студентов.
Важную роль в просвещении населения играли воскресные школы для крестьян и рабочих, возникшие в начале XX века в ряде городов, народные университеты. Среди них наиболее известен основанный в 1908 году Москов¬ский городской народный университет, куда принимали без ограничений любого, достигшего шестнадцати лет. Университет давал среднее и высшее образование.
Большое значение, начиная с 90-х годов XIX века, имели для просвещения людей Народные дома. Это были своеобразные клубы, в которых действовали библиотеки, читальни, проходили публичные лекции, театрально-концертные представления, работали чайная и торгавая лавки.
Мифы 1917
В 1921 году автономия вузов была ликвидирована и вся полнота власти перешла от избираемых ученых советов к правлениям во главе с ректором, назначаемым Наркомпросом.
Качество образования падало, очень высоким был отсев студентов, ухудшился уровень преподавания. Многие преподаватели были вынуждены по политическим мотивам покидать вузы. Ситуация несколько выправилась только к середине 1920-х годов.
Начала проводиться работа по ликвидации неграмотности населения. В советской историографии нередко встречаются утверждения о повальной неграмотности российских рабочих и сельского населения. Однако это не соответствует действительности. В 1917 году грамотными были 64% рабочих и около 30% крестьян.
Хотя, безусловно, Россия по грамотности еще отставала от развитых европейских стран, но этот разрыв в дореволюционной период заметно сокращался и царским правительством предполагалось в начале 1920-х годов перейти ко всеобщему начальному образованию. В основном неграмотным было население на окраинах Российского государства, в районах, недавно вошедших в его состав — Средней Азии, на Кавказе и в Закавказье.
В общественных науках все было подчинено марксистской, а затем марксистско-ленинской теории. В школах и вузах отменялось преподавание истории. Были упразднены в высшей школе историко-филологические и философские факультеты. Вместо истории и других гуманитарных дисциплин изучались история пролетарской революции, коммунистической партии, исторический материализм, несколько позже основы марксизма-ленинизма.
С этого времени началось очернение всей тысячелетней дореволюционной истории России, искажение или умолчание многих исторических фактов, прямая фальсификация как российской, так и советской истории, возвеличивание роли Коммунистической партии и ее вождей в построении «светлого» будущего. Эта тенденция стала на долгие годы характерной для советской историографии. Сразу же после прихода к власти большевики начали уничтожение архивных документов и материалов, в чем-то компрометировавших их деятельность. Эта практика была продолжена и в последующие годы. Все это нанесло огромный урон исторической науке и гуманитарному образованию вцелом.
Таким образом, в результате Октябрьской революции был сломан весь старый уклад дореволюционной жизни, быт, традиции, обычаи, нравы. Вместо этого в России была установлена «новая» жизнь с отрицанием культуры, религии, исторических традиций, отрицанием Родины, патриотизма — всей тысячелетней истории России.
В целом, советская культура этого периода, с одной стороны несла на себе остатки старой дореволюционной культуры с независимостью мыслей и суждений, идеологическим плюрализмом. С другой, набирал силу процесс превращения культуры в средство укрепления большевистской власти, создания новой, пролетарской культуры для формирования человека коммунистического типа.v