12 мая в Центре международной торговли прошло прощание с профессором Московского государственного института международных отношений МИД России Игоря Яковлевичем Рожковым. В декабре прошлого года, здесь же торжественно поздравляли юбиляра с 85-летием. Его имя неразрывно связано с национальным рынком рекламы, маркетинга и маркетинговых коммуникаций. Игорь Яковлевич занимал пост заместителя председателя Комитета ТПП по рекламе. Включен в почетную «Красную книгу рекламы». Был председателем жюри многих международных, национальных и региональных конкурсов рекламы и связей с общественностью. В 1992 году Игорь Яковлевич защитил докторскую, посвященную «Организации управления и повышения эффективности внешнеэкономической рекламной деятельности». Он является автором таких бестселлеров, как «Бренды и имиджи», «От брендинга к бренд-билдингу», «Брендинг. Учебник для бакалавров», а также «Международное рекламное дело».
Десять лет назад Игорь Яковлевич Рожков горячо поддержал предложение группы энтузиастов из Тулы о проведении широкого плакатного конкурса социальной направленности. Он стал главным консультантом и идеологом плакатного проекта “Россия. Третий путь”, сформулировав и указав приоритетные направления будущих конкурсов. Каждая тема очередного биеннале, рождаемая в недрах оргкомитета, проходила через призму его профессионального подхода, звучали конкретные замечания и ценные предложения. Являясь членом первых составов жюри, а затем сопредседателем оргкомитета Всероссийского конкурса с участием десятков стран всех континентов, Игорь Яковлевич был конструктивным критиком, мудрым советчиком, автором долгосрочной стратегии проекта “Россия. Третий путь”. Его аннотации и статьи с подробным анализом и оценкой плакатного материала сопровождали каждое из пяти проведенных творческих состязаний.
Благодарим судьбу, что свела нас с таким уникальным, талантливым, искренним и чувственным человеком, патриотом своей Родины.
Постараемся быть достойными его памяти, а имя Игоря Яковлевича будет вести нас по предсказанному им пути добра, разума и мира.
И. Я. Рожков о проекте «Россия. Третий путь»
Кто нам ближе – русофилы или западники, консерваторы или либералы? Эти вопросы, которые веками тревожили умы многих наших выдающихся соотечественников, продолжают быть актуальными. Думается, «правда посередине», наш путь – «третий», который предполагает взять лучшее и от Запада, и от Востока, стать связующим культурным и интеллектуальным мостом между ними и, наконец, перестать быть сырьевым придатком транснациональных корпораций…
России есть что предложить в плане справедливого и актуального для современного мира решения глобальных проблем. Вместе с тем, в нашей стране, в том числе на региональном уровне, еще не созданы проекты будущего, которые стали бы основой бренд-имиджей, как ее самой, так и ее регионов, а также россиян, и были бы с энтузиазмом восприняты и российским обществом, и за рубежом.
Первой более-менее плодотворной попыткой представить мозаику таких потенциальных положительных бренд-имиджей, формирующих цельный образ России, следует считать межрегиональный конкурс плаката «Россия. Третий путь», зародившийся на тульской земле, призванный ответить на вопрос: «За какую Россию мы все»?
Организаторы конкурса сформулировали его темы – основные «двигатели», способные привести Россию к ее новому приличествующему ей состоянию: «Держава» – служение, гордость, память; «Воля» – свобода, совесть, справедливость; «Вера» – любовь, великодушие, надежда. В этих понятиях заключена идея самоидентификации великой страны, давшей миру столько гениев культуры, науки, духовных подвижников, защитников и созидателей. (2013г.)
Плакат, несущий высокую эстетическую культуру и идейность, являющийся символом, обладающий высокой степенью наглядности, метафоричности и ассоциативной емкости, визуализирующий и транслирующий жизненно важные смыслы, помогает россиянам осознать свой гражданский долг, свое предназначение, найти свое место в процессе преодоления Россией объективных и субъективных трудностей, становления в качестве сильной уважаемой державы. Такими качествами обладают плакаты, представленные на выставках, организованных в рамках проекта «Россия. Третий путь».
Теперь, когда плакатный проект «Россия. Третий путь» представлен во многих городах России, очевидно, что на ее просторах искусство плаката не только не потеряло актуальность, но наоборот – зазвучало с новой силой. Причина этого «ренессанса» очевидна. Страна активно ищет свою идентичность, свою национальную идею, свой путь развития. ….Выставка наглядно демонстрирует общественную значимость и реанимирует традиционную для нашей страны, имеющую мощные советские корни агитационную и пропагандистскую функцию плаката.
Патриотизм – это не только взгляд в прошлое, но и на достойное будущее.
Работы с высоким художественным уровнем чаще всего появляются в периоды, когда мир проходит болезненные этапы транзита на пути к радикально новому состоянию общества, смене политических, экономических, социокультурных устоев. В такие периоды люди творчества, у которых обострено восприятие актуальных и грядущих перемен, реагируют на его проблемы, обращаются к лучшим образцам человеческой деятельности, вспоминают о людях, много сделавших для его развития.
У нашей страны много проблем, которые ждут своего решения. Ей необходима помощь талантливых людей в поисках оптимального пути ее развития.
И. Я. Рожков,
доктор экономических наук,
профессор Московского государственного института международных отношений МИД России,
заслуженный работник высшей школы Российской Федерации,
сопредседатель оргкомитета плакатного проекта «Россия. Третий путь»